РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ
БОЛЬШЕЕРБИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИИ БОЛЬШЕЕРБИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
От « 11» января 2012 г с. Б-Ерба № 1р
Т: 9-21-48
Об утверждении Концепции управления
муниципальным имуществом
Большеербинского сельсовета
На основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях определения основных целей, задач и принципов политики муниципального образования Большеербинского сельсовета по управлению муниципальным имуществом, обеспечивающих решение социально-экономических проблем, эффективности использования муниципальных имущественных ресурсов, руководствуясь Уставом муниципального образования Большеербинский сельсовет, постановляю:
1.Утвердить Концепцию управления муниципальным имуществом Большеербинского сельсовета (приложение к настоящему Постановлению).
2. Бухгалтерии и специалистам администрации обеспечить реализацию утвержденной Концепции.
3. Данное разместить на официальном сайте Администрации Большеербинского сельсовета в сети Интернет.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Глава Большеербинского сельсовета М.М. Байтуяков
Приложение
к Постановлению Администрации
Большеербинского сельсовета
от 11 января 2012 г. N 1р
КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
БОЛЬШЕЕРБИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА
Общие положения
Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы политики муниципального образования Большеербинского сельсовета в сфере управления муниципальным имуществом.
Предметом Концепции являются модели организации и механизмы управления муниципальным имуществом Большеербинского сельсовета, обеспечивающие достижение целей и решение задач в данной сфере, определенных в рамках политики социально-экономического развития муниципального образования.
Концепция исходит из основного принципа, согласно которому управление муниципальным имуществом должно быть направлено на решение социально-экономических проблем населения муниципального образования Большеербинского сельсовета и обеспечение экономического роста в целом и осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.
1. Цели, задачи и принципы управления
муниципальным имуществом
Муниципальная политика в сфере управления муниципальным имуществом должна:
- носить публичный характер, обеспечивать участие граждан и их объединений в подготовке решений и осуществление мероприятий, направленных на формирование и реализацию этой политики;
- предусматривать ответственность органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц за социальные, экономические и иные последствия их деятельности по управлению, распоряжению и использованию муниципального имущества.
Муниципальная политика в сфере управления муниципальным имуществом должна быть системной, что требует выполнения следующих условий:
- реализация муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом должна быть организована как планомерный, последовательный и непрерывный процесс;
- методы и технологии решения задач указанной политики должны быть разработаны и научно обоснованы с учетом опыта управления муниципальным имуществом;
- задачи муниципальной политики в сфере управления муниципальным имуществом, механизмы их реализации, требования к результатам должны быть реалистичными и учитывать социально-экономическое состояние муниципального образования, действительные возможности и ресурсы;
- задачи должны быть определены исчерпывающим образом и структурированы по их значимости, а их решение должно обеспечивать достижение поставленной цели.
Муниципальная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:
- создание правовых основ для построения эффективной системы управления муниципальным имуществом;
- обеспечение условий для привлечения инвестиций в недвижимость и формирования рынка земельных участков и иной недвижимости;
- реформирование системы платежей за землю и прочно связанную с ней недвижимость;
- увеличение доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью;
- оптимизацию структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс совершенствования управления;
- повышение конкурентоспособности муниципальных организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращения выполнения несвойственных им функций.
Реализация указанных целей достигается путем решения следующих задач:
1) обеспечение надлежащего и жесткого контроля за сохранностью и целевым использованием муниципального имущества;
2) формирование Реестра муниципальной собственности, ведение полного и достоверного учета объектов муниципальной собственности, использование данных реестра муниципальной собственности в интересах муниципалитета при принятии управленческих решений;
3) взаимное сотрудничество структурных подразделений Администрации Боградского района;
4) своевременная разработка и принятие правовой базы с учетом изменений федерального и регионального законодательства;
5) оптимальное и качественное использование производственных мощностей;
6) проведение инвентаризации объектов муниципальной собственности, разработка и реализация системы учета объектов;
7) утверждение положения о раскрытии информации о собственности муниципального образования, в том числе пообъектно;
8) поддержка малого предпринимательства путем сдачи в аренду объектов недвижимости;
9) повышение эффективности и совершенствование управления муниципальным имуществом путем оптимизации управленческих решений и затрат;
10) переход к пообъектному управлению на качественном уровне;
11) проведение мероприятий по подготовке аукционов, конкурсов в целях получения дополнительных доходов в местный бюджет;
12) своевременное списание изношенных основных фондов;
13) обновление материально-технической базы предприятий и учреждений.
2. Управление объектами недвижимого имущества
Муниципальным образованием Большеербинского сельсовета ведется работа по совершенствованию управления объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования.
Создается программное средство "Реестр муниципального имущества". В основу реестра были положены пообъектный учет имущества и регистрация правообладателей для каждого объекта учета. Ведется работа по регистрации права собственности муниципального образования на объекты недвижимости. В ходе этой работы проводится проверка полноты и точности информации об объектах недвижимости, находящихся на балансе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципального образования. При реализации отношений собственности муниципальное образование выступает как властная структура, устанавливающая нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов и обеспечивающая их выполнение. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в собственности муниципального образования могут находиться только три категории имущества:
1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных данным Федеральным законом;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
При этом органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать, какие виды муниципального имущества в пределах перечня, определенного законом, необходимы им для решения вопросов местного значения. В случае возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не относящееся ни к одной из вышеперечисленных категорий, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в этом случае органы местного самоуправления лишаются дополнительных доходов, поступающих в местные бюджеты от использования муниципальной собственности.
В связи с этим по-прежнему остается актуальной задача повышения эффективности использования муниципального имущества. Эту задачу необходимо решать, в частности, за счет обеспечения полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, проведения государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности, установления жесткого контроля за использованием недвижимости.
Необходимо создать методическое обеспечение эффективного управления, в основу которого должны быть положены научно обоснованные, достоверные оценки эффективности управления объектами муниципальной собственности. При этом необходимо выделить основные понятия эффективности управления муниципальным имуществом:
экономическую эффективность, определяемую отношением доходов муниципального образования, получаемых за определенный период от принадлежащих ему объектов, к затратам на содержание, использование, функционирование указанных объектов, обусловившим получение доходов, включая затраты на управление;
социальную эффективность, которая определяется отношением социальных результатов, приносимых объектами муниципальной собственности за определенный период, измеренных в денежном выражении, к затратам на получение этих результатов;
функциональную эффективность системы управления муниципальной собственностью, определяемую полнотой реализации функций управления, которая может быть выражена в виде соотношения набора реализуемых функций управления муниципальной собственностью к расходам на управление ею.
К основным социальным эффектам, достигаемым за счет муниципальной собственности, следует отнести:
- повышение уровня и качества жизни, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения непосредственно и путем развития сферы социальных услуг;
- расходование на социальные нужды части дохода, приносимого муниципальным имуществом;
- создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах:
1) решение о целесообразности приватизации муниципального имущества разрабатывают органы по управлению муниципальным имуществом совместно с заинтересованными структурными подразделениями администрации с позиции повышения эффективности его использования;
2) способ приватизации каждого объекта определяется на основании анализа его эффективности.
Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели в области приватизации, должны стать:
дифференцированный подход к приватизации объектов муниципальной собственности;
расширение способов приватизации;
продажа муниципального имущества с рассрочкой.
Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой муниципальной политики, направленной на получение в перспективе отдачи от приватизации в форме налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей.
При принятии решений о приватизации необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых объектов, охраны окружающей среды и здоровья граждан.
Методы реализации муниципальной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида муниципального имущества.
При приватизации необходимо:
1) определить оптимальное количество объектов, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарными предприятиями, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;
2) провести в сжатые сроки приватизацию зданий и сооружений, не используемых для муниципальных нужд.
Заключение
Предлагаемая Концепция разработана в связи с необходимостью активизации работы всех структур муниципального образования в направлении эффективного управления муниципальным имуществом, включая увеличение поступлений доходов в местный бюджет.
Исходя из учета имеющегося опыта работы структурных подразделений, тенденций экономического и социального развития поселения в Концепции сформулированы основные направления и инструменты, которые должны применяться как при разработке конкретных направлений, так и в целом по муниципальному образованию.
Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата муниципального образования.
Полная инвентаризация муниципального имущества, вовлечение его в гражданский оборот позволят сформировать баланс имущества муниципального образования, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования.