• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 

Официальный сайт администрации
Большеербинского сельсовета Боградского района
Республики Хакасия

 
» Постановление главы » Постановление № 39 от 20.12.2013 г

Постановление № 39 от 20.12.2013 г

Автор: erba от 4-02-2014, 13:57

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

БОГРАДСКИЙ РАЙОН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИИ БОЛЬШЕЕРБИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА

 

 

от « 20 » декабря 2013г.                  с. Б-Ерба                                  39

 

 

 о внесении изменений в Постановление  №19 от 09.08.2012

О внесении изменений в Муниципальную целевую

Программу по энергосбережению и повышению

энергетической эффективности в муниципальном

образовании Большеербинский сельсовет на 2011-2015 годы,

утв. постановлением главы Большеербинского сельсовета

от 12.01.2011г. №1/1

             

 

 

          Руководствуясь статьей 179 Федерального закона  от 07.05.2013 №104-ФЗ»О внесении изменений в бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием бюджетного процесса» , а также поступившим предложением от прокуратуры Боградского района № 7-3 от 28.10.2013г, ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

 1. После слов «Об утверждении муниципальной» слово целевой исключить.

 

 

 

 

 

 

 

Глава администрации

Большеербинского сельсовета                                М.М.Байтуяков    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Муниципальная

Программа

по энергосбережению

и повышению энергетической

эффективности

в муниципальном образовании

Большеербинский сельсовет

На 2011-2015 годы

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

                                                                               Приложение к Постановлению

                                                                         главы администрации  муниципального

                                                                        образования  Большеербинский сельсовет

                                                                         «20» 12. 2013 г.  № 39

 

Муниципальная  Программа

по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

в муниципальном образовании Большеербинский сельсовет

на 2011- 2015 годы

 

1. Паспорт Муниципальной Программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном образовании Большеербинский сельсовет на 2011- 2015 годы.

 

Наименование программы

Муниципальная  Программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном образовании Большеербинский сельсовет на 2011-2015 годы.

Основание для разработки Программы

   1. Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической  эффективности и о внесении изменений  в отдельные законодательные акты  Российской Федерации»;

    2. Федеральный закон от 06.11.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

    3. Постановление Правительства  РФ от 31.12.2009  года № 1225 «О требованиях к разработке региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

    4. Указ Президента РФ от 04.06. 2008 года № 889 «О некоторых  мерах по повышению энергетической и экологической  эффективности российской экономики»;

     5. Постановление Правительства  Республики Хакасия от 12.02.2010 года  № 43 «О концепции по повышению эффективности энергетического сектора  экономики Республики Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года».

Разработчик Программы

Администрация  муниципального образования

Большеербинский сельсовет

 

Цели Программы

  - Повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов за счет снижения удельных показателей энергоёмкости  и энергопотребления предприятий и организаций, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития;

  - Обеспечение энергетических потребностей поселения при  целесообразно минимальном потреблении энергоресурсов из внешней среды;

   - Повышение эффективности существующих систем энергоснабжения поселения;

   - Снижение потребности в дополнительных энергоресурсах  при развитии поселения;

   - Снижение потребности в энергоресурсах существующих потребителей;

   - Обеспечение потребности в энергоресурсах за счет возобновляемых источников.

Задачи  Программы

   - Проведение комплекса организационно- правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче, и потреблении энергетических ресурсов;

   - Расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов объектов  коммунального комплекса;

   - Введение энергетических паспортов, обеспечение учета объемов потребляемых энергетических ресурсов.

Основной способ достижения целевой Программы

      Основным способом достижения поставленных в Программе задач и целей является стимулирование энергосбережения, то есть предложение органами местного самоуправления муниципального образования Большеербинский сельсовет участникам  отношений в сфере энергопотребления экономически выгодных для них правил поведения, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов.

Сроки реализации Программы

 

                               2011-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

      Общий объем необходимых финансовых средств  для реализации Программы составляет 1564,0 тыс.руб.

       Объем финансирования  подлежит ежегодной  корректировке в соответствии с уточнением бюджетных проектировок и изменений в налоговом законодательстве.

Исполнитель Программы

    Администрация муниципального образования Большеербинский сельсовет.

     Координацию деятельности всех исполнителей Программы  осуществляет администрация муниципального образования Большеербинский сельсовет:

     - обеспечивает реализацию программных мероприятий и координирует деятельность муниципальных заказчиков;

     -  осуществляет мониторинг хода реализации Программы;

     -  готовит заключения о результатах работы по энергосбережению;

     - планирует  программные мероприятия на очередной финансовый год, готовит предложения по корректировке Программы;

     -  готовит и согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам энергоснабжения;

     - не реже двух раз в год размещает в сети Интернет основные сведения о результатах реализации Программы.

       В целях стимулирования выполнения программных мероприятий предусматривается осуществление комплекса мер, включающих систему ценообразования, льгот, дотаций, а так же использования высвобождаемых энергетических ресурсов, проведение эффективной тарифной, налоговой, бюджетной и кредитной политики.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

 

   - Наличие в органах местного самоуправления, многоквартирных домах энергетических паспортов;

    - Сокращение удельных показателей энергопотребления экономики муниципального образования;

    - Снижение затрат местного бюджета на содержание тепловых сетей;

    - Полный переход на приборный учет расчетов с организациями коммунального комплекса;

    - Создание муниципальной нормативно- правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности.

 

Управление Программой

 

      Программа энергосбережения по своему характеру является стратегическим пакетом проблемно ориентированных проектов развития, направленных на перевод сложной системы производства и потребления энергетических ресурсов из одного состояния, не удовлетворяющего современным требованиям, в другое, более эффективное.

       Совет депутатов муниципального образования Большеербинский сельсовет является коллегиальным органом, который принимает стратегические решения по реализации Программы, ив принятии решений, которого участвуют все заинтересованные стороны, а принятые решения являются обязательными для всех органов местного самоуправления поселения и участников Программы.

      Оперативное руководство Программой осуществляет администрация муниципального образования Большеербинский сельсовет.

      Основной задачей администрации муниципального образования Большеербинский сельсовет является разработка  решений и предложений по реализации Программы. Администрация  муниципального образования Большеербинский сельсовет в пределах своих полномочий осуществляет межсистемную координацию и организацию взаимодействия между всеми участниками, свод планов отдельных субъектов, контроль и анализ исполнения  принятых решений.

       Администрация муниципального образования Большеербинский сельсовет по итогам своей работы готовит для Совета депутатов поселения необходимую информацию и предложения по решениям.

        Не реже одного раза в год Программа должна подвергаться ревизии и актуализироваться по итогам анализа выполнения запланированных ранее мероприятий.

 

Система организации контроля

 

    Контроль по реализации  Программы осуществляет в установленном порядке Совет депутатов муниципального образования  Большеербинский сельсовет ( куратор – комиссия  Совета депутатов по вопросам ЖКХ, благоустройства, связи, торговли, бытового обслуживания), Администрация муниципального образования Большеербинский сельсовет.

               

 

 

 

 

 

2. Факторы, влияющие на процессы энергосбережения

в  муниципальном образовании Большеербинский сельсовет

     Энергосбережение – комплекс мер или действий, предпринимаемых для обеспечения более эффективного использования энергетических ресурсов.

       Факторы, стимулирующие процессы энергосбережения:

- рост стоимости энергоресурсов;

- значительная доля частного бизнеса, заинтересованного в экономии;

- повышение качества и количества приборов учета энергоресурсов, весьма значительная

автоматизация процессов энергопотребления;

- повышение качества эксплуатации жилищного фонда;

        В то же время к тормозящим процесс факторам можно отнести  следующее:

- изношенность энергетической инфраструктуры (транспортировка, потребление);

- массовое использование технологий и оборудования  уровня 70-80 годов прошлого века.

        Стратегическая  цель энергосбережения одна и следует из его определения- это повышение энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и в стране в целом.

         Задача администрации муниципального образования Большеербинский сельсовет - определить, какими мерами и насколько можно осуществлять это повышение.

 

3. Основные направления энергосбережения.

           1. Поведенческое энергосбережение– это укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии, когда  она им не нужна, что можно выразить привычным лозунгом: «Уходя - гасите свет». Необходимо осознание у людей  положения, что энергосбережение – экономически выгодно. Достигается это информационной  поддержкой, методами пропаганды, обучением со школьной скамьи энергосбережению.

         То есть поведенческое энергосбережение подразумевает обеспечение потребностей при меньшем использовании энергоресурсов, и это в основном обеспечивается без совершенствования технологий. Как показывает опыт, поведенческое энергосбережение может составить 2-10% от всего потенциала энергосбережения.

           2. Энергосбережение в зданиях и сооружениях, улучшение их конструкций. Большая часть этих мер актуальна в части тепловой энергии, а также в экономии электроэнергии, используемой для термических целей и на освещение (не только более эффективные лампочки, но и определенные требования к помещению, например, вплоть до использования светлой и светоотражающей окраски).

           Энергосбережение должно быть превращено для потребителей энергоресурсов в доступный способ снижения расходов. Цели повышения энергоэффективности совпадают  и с другими целями  муниципальных образований,  таких как экологии, задач повышения экономичности систем энергоснабжения и другое. Повышение энергоэффективности и, как следствие снижение издержек, должно стать основной задачей энергосберегающих предприятий.

            3. Создание системы контроля потребления  энергоресурсов.  На сегодняшний день сложились все предпосылки для организации надежной и экономичной системы учета энергии. При этом целью установки счетчиков является не только экономия от разницы реальной и договорной   величины  энергетической нагрузки, но и налаживание приборного учета энергии для создания системы контроля должен быть положен документ, регистрирующий энергоэффективность объекта – энергетический паспорт. Главной мотивацией при введении энергетических паспортов на территории муниципального образования Сонский сельсовет должно стать наведение порядка в системе производства,  транспортировки и потребления энергоресурсов. Что  приведет к оптимизации контроля тарифов на услуги энергоснабжающих  организаций за счет получения достоверной  информации.

 

 

 

4. Схема взаимодействия участников процессов

энергоснабжения и энергосбережения

 

   Участников процессов энергоснабжения и энергосбережения можно свести к 3 большим группам:

- энергоресурсоснабжающие предприятия;

- потребители;

- местная власть.

     Энергоснабжающие организации, являющиеся естественными монополиями без конкуренции различных способов самообеспечения энергетических  потребностей потребителей и воздействия власти полностью инфантильны к вопросам повышения энергоэффективности. Власть двигается в сторону энергоэффективности для защиты потребителей- избирателей, болезненно воспринимающих рост стоимости энергоресурсов.

     При всем разнообразии потребителей (бюджетные организации, управляющие жилищным фондом компании, предприятия и так далее), все они заинтересованы в снижении платежей, обеспечении качества и надежности энергоснабжения.

      На местную власть потребители воздействуют через систему выборов, жалоб в верхние властные структуры, отказ от инвестиционных планов, неплатежи.

       Власть  воздействует на потребителей путем:

- особыми условиями конкурсов управляющих компаний;

- введение обязательных  требований и организацией контроля их соблюдения;

- широкой пропагандой и обучением.

        Набор методов воздействия на энергоснабжающие организации:

- разработка и организация осуществления программ развития и схем энергоснабжения;

- антимонопольные методы;

- ценовые методы;

-участие в управлении через собственность;

- тарифное регулирование  естественных монополий;

- координация действий участников процесса энергоснабжения.

        Из всех участников реально организовать процесс энергоснабжения может только власть. Потребители не объединены, а  энергоснабжающие организации как продавцы не годятся по определению.

        Таким образом, успех Программы энергосбережения администрации муниципального образования  Большеербинский сельсовет, определяется  способностью власти внутренне сорганизовываться и управлять процессом.

 

5. Энергосбережение в муниципальных учреждениях

 

- выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке, таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

- организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения  расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами;

- установить и обеспечить соблюдение нормативов затрат топлива и энергии, лимитов потребления энергетических ресурсов;

- обеспечить приборами учета коммунальных ресурсов  и устройствами регулирования потребления тепловой энергии;

- обеспечить применение современных энергосберегающих технологий  при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном  ремонте объектов капитального строительства за счет средств местного бюджета;

- повысить тепловую защиту зданий, строений, сооружений  при капитальном  ремонте, утепление зданий, сооружений;

- сформировать систему муниципальных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;

- автоматизировать потребление тепловой энергии зданиями, строениями, сооружениями;

- произвести тепловую изоляцию трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях;

- провести гидравлическую  регулировку, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков в зданиях, строениях, сооружениях;

- произвести закупку энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической  эффективности;

- осуществлять контроль и мониторинг за реализацией энергосервисных контрактов.

 

6. Энергосбережение в жилых домах

 

        Для создания условий  выполнения энергосберегающих  мероприятий необходимо:

- обеспечить в рамках муниципального заказа  применение современных энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов муниципального жилого фонда;

-   сформировать систему муниципальных  нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение в жилищном фонде (в том числе установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов);

- создать условия для обеспечения жилищного фонда муниципального образования приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой  энергии;

- обеспечить доступ населения муниципального образования к информации по энергосбережению.

- установка водосберегающей арматуры;

- и другое.

 

7. Система коммунальной инфраструктуры

 

        Организационные  мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической  эффективности системы коммунальной инфраструктуры сельского поселения включает в себя:

- проведение энергетического аудита;

- анализ предоставления  качества услуг электро-, тепло -, газо-, водоснабжения;

- анализ договоров электро-, тепло -, газо-, водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений  договоров, препятствующих  реализации мер по повышению энергетической эффективности;

- оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;

- переход на когенерацию электрической и тепловой энергии;

- оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом  корректировок схем  энергоснабжения, местных  условий и видов топлива.

          Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной  инфраструктуры:

- разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий в целях  привлечения внебюджетного финансирования;

- применение типовых технических решений по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла в системах теплоснабжения, а также для холодоснабжения;

- использование установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных установок с котлом- утилизатором, газотурбинных установок, газопоршневых установок, турбодетандерных установок;

- вывод из эксплуатации муниципальных котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;

- модернизация котельных и использование энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия;

- строительство котельных  с использованием энергоэффективных технологий с высоким коэффициентом полезного действия;

- внедрение систем автоматизации работы и загрузки котлов, общекотельного и вспомогательного оборудования, автоматизация отпуска тепловой энергии потребителям;

- снижение энергопотребления на собственные нужды котельных;

- строительство тепловых сетей с использованием энергоэффективных технологий;

- замена тепловых сетей с использование энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей при восстановлении рузрушенной тепловой изоляции;

-использование телекоммуникационных систем центрального технологического управления системами теплоснабжения;

- установка регулируемого привода в системах  водоснабжения и водоотведения;

- внедрение частотно- регулируемого привода электродвигателей тягодутьевых машин и насосного оборудования, работающего с переменной нагрузкой;

- мероприятия по сокращению потерь воды, внедрение систем оборотного водоснабжения;

- проведение мероприятий по повышению энергетической эффективности объектов наружного освещения и рекламы, в том числе направленных на замену светильников уличного  освещения на энергоэффективные; замену неизолированных проводов на самонесущие изолированные провода, кабельные линии, установку светодиодных ламп;

- мероприятия по сокращению объемов  электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды;

 -мероприятия по выявлению бесхозяйных  объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на  учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права  муниципальной собственности на такие бесхозные объекты недвижимого имущества;

- мероприятия по организации управления бесхозными  объектами недвижимого  имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

 

8.Мероприятия по стимулированию производителей и потребителей

энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих

передачу энергетических ресурсов

 

     -   Мероприятия в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и  дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов) дифференцированных  по времени суток, выходным, рабочим дням;

    - Мероприятия, направленные на содействие заключению и реализации энергосервисных  договоров (контрактов) муниципальными бюджетными учреждениями;

    -  Предоставление поддержки  организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической  эффективности в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации;

  -   Содействие разработке и установке  автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии;

    -  Стимулирование потребителей и теплоснабжающих организаций к снижению.

 

9.Мероприятия по увеличению использования в качестве источников

энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых

источников энергии

 

        - Увеличение производства электрической энергии с применением установок по  использованию энергии ветра и солнца и их комбинаций, содействие строительству малых гидроэлектростанций, а также геотермальных источников энергии в местах возможного  их использования;

         - Установка тепловых насосов и обустройство теплонасосных станций для  отопления и горячего водоснабжения жилых домов и производственных объектов тепловой энергией, накапливаемой приповерхностным грунтом и атмосферным воздухом или вторично используемым, а также для оптимизации установленной мощности тепловых электростанций и котельных.

         - Расширение использования биомассы, отходов лесопромышленного и агропромышленного комплексов, бытовых отходов, шахтного метана, биогаза для производства электрической и тепловой энергии.

 

10. Муниципальные закупки

 

- Отказ от закупок товаров для муниципальных нужд, имеющих низкую энергоэффективность;

- С 01 января 2011 года – соблюдение запрета закупок для муниципальных нужд всех  типов ламп накаливания мощностью 100 Вт и выше.

        

11. Транспорт

 

- Мероприятия по замещению природным газом бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива.

 

12. Результаты от реализации Программы

Реализация  Программы позволит:

      Установить наличие в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях:

        - энергетических паспортов;

        - топливно-энергетических обследований;

        Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;

         Сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в то числе в системах коммунальной инфраструктуры;

         Повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

         Увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;

         Увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;

       Сокращения расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами органом местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов указанных сферах;

        Увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

        Ускорить решение экологических и социальных проблем населения;

        Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде.

    

13. Мероприятия энергосбережения в муниципальном образовании

           Большеербинский  сельсовет на период  с 2011 по 2015 годы.

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Источник финансирования

1

Организация учебы и пропаганды в сфере энергосбережения

 

2011г.

Местный бюджет

1,0 тыс. руб.

2

Внедрение энергосберегающих технологий на объектах социальной сферы.

 

2011-2015 годы

Местный бюджет

100,0тыс. руб.

3

Установка приборов учета холодной воды в жилищном секторе и на объектах социальной сферы.

 

2011-2015 годы

 

500,0 тыс. руб.

4

Произвести ремонт уличного освещения

 

2011-2015 годы

 

 

 

 

Местный бюджет

960,0 тыс. руб.

5

 

Работа с работниками  социальной сферы и частным сектором по вопросам экономии энергии

 

2011-2015 годы

 

 

 

Местный бюджет

3.0 тыс. руб.

ИТОГО:

1564,0 тыс. руб.

 

 

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

Администрация Большеербинского сельсовета • 655361, Республика Хакасия, Боградский район, с. Большая Ерба, ул. Пономарева, 1 • Тел. / факс: 8 (39034) 9-21-96 , • e-mail: b_erba_celo@mail.ru